Всероссийский Автоканал на LPD и PMR, отличия от СиБи
Думал поискать следы УКВ на трассе в интернете и обнаружил, что Российский Автоканал его давно и с успехом продвигает. Естественно, что любая технология, отличная от давно известной и привычной, вызывает массу нареканий и массу возражений. Все минусы любой технологии вытекают из их плюсов или особенностей их использования. Я же хочу сейчас обратить внимание на то, что в УКВ на легальных частотах, и на легальных мощностях вполне реально работать. Так же расскажу те минусы, что возникнут при работе на УКВ в легальных условиях. А так же попробую раскрыть плюсы вытекающие из самой технологии LPD и PMR.
Сравнивать эти технологии между собой дело несколько не благодарное, но я всё-же выскажусь и за СиБи, и за УКВ.
Чем СиБи выгоден для трассы
Самый главный выигрыш у СиБи в его текущей распространённости и широкой известности пятнадцатого канала. Про C15AM знают не только дальнобойщики, но и те кто часто ездит по трассе. У дальнобойщиков пятнадцатый канал это стандартный канал связи. На некоторых радиостанциях, типа Vector VT-27 Comfort HP даже выделена кнопка быстрого доступа к 15 каналу.
Так как диапазон частот одиннадцати метрового диапазона очень «грязный» и не имеет коммерческой привлекательности, то в стародавние времена он был отдан на откуп в виде гражданского диапазона. Есть, конечно, несколько армейских танковых радиостанций работающих в одиннадцати метровом диапазоне, но они видимо уже сняты с производства и давно не используются.
А поскольку диапазон давно используется в качестве гражданской радиосвязи, то оборудование для него дешёвое, легкодоступное и простое в использовании. Соответственно, купить радиостанцию СиБи легко, не очень накладно и вполне легально. Управление этими радиостанциями упрощено до уровня домохозяйки, но есть модели с массой настроек. Получается, что выбор устройств крайне широк.
Пользовательские качества обсудили, теперь поговорим о технологических минусах СиБи. Так как СиБи работает на одиннадцати метровом диапазоне, то эффективная антенна имеет длину в четверть длинны волны. Такую антенну могут себе позволить разве, что владельцы грузовиков. Автолюбители с длинными антеннами уже получили прозвище «троллейбус». Для носимых же станций антенна в два с половиной метра смотрится еще более глупо. При уменьшении длинны антенны теряется КПД станции. Второй минус СиБи в том, что это «почти КВ». Точнее СиБи находится на границе коротких и ультракоротких волн. Соответственно СиБи имеет некоторые плюсы КВ и УКВ, но чаще встречается ситуация когда проявляются все минусы КВ и УКВ. Минусы КВ приходят в виде длинной антенны, проходов и массы промышленных помех возле линий электропередач. Минусы УКВ приходят в виде малого радиуса действия, промышленных помех от высокочастотного оборудования и энергетической неэффективности.
Ну и классический минус в том, что диапазон широко используется в гражданской связи и никем не регулируется. По этому на нём часто сидят таксисты. Так же там часто идёт общение с матами и без какого-либо регламента. А на любимом канале дальнобойщиков некоторые конторы вещают рекламные объявления. Каналов в общем доступе всего сорок. На некоторых радиостанциях есть «дырки», дающие дополнительные 5 каналов. Ещё в гражданском диапазоне часто используют компенсаторы потерь. На самом деле эти устройства не компенсируют потери, а являются банальными усилителями мощности. Эти усилители позволяют загнать в антенну вместо разрешённых 4 ватт от 10 ватт до киловатта. На самом деле, самые распространённые мощности для автомобиля от 50 ватт до 100 ватт. Минусы усилителя в том, что корреспондент с таким усилком дует так, что его слышно на многие десятки километров (в проходы их слышно на тысячу километров), а сам он принимает сигнал от слабых корреспондентов в радиусе нескольких километров. Сложно понять людей выдающих в эфир вопрос на который они заведомо не смогут получить ответ.
Что мы имеем в чистом остатке из плюсов?
- Распространённость,
- средняя стоимость,
- простота использования,
- дальнобойность,
- наличие усилителей (незаконных),
- широкий выбор антенн.
А из минусов следующее:
- Низкая энергоэффективность,
- множество дальних помех,
- множество близких помех,
- реклама в эфире,
- мат среди пользователей,
- длинные антенны.
Чем УКВ выгоден для трассы
В гражданский оборот LPD и PMR попали сравнительно не давно, но они получили широкое распространение. Дело в том, что эти стандарты изначально проектировались как маломощные устройства для автономного пользования. Для гражданской связи на коротких расстояниях. По этому к данным типам связи относятся как к игрушечным. По этому они не могут похвастаться богатой родословной как СиБи.
Но у УКВ этих диапазонов есть несколько неоспоримых плюсов. Во-первых, они маломощные и по этому они имеют очень большой ресурс по автономной работе. Во-вторых, они используют частоту 433 МГц и 446 МГц, что составляет менее 70 сантиметров. Значит для них можно сделать эффективную антенну небольших размеров.
Подавляющее большинство станций имеют шумодавы и возможность «закрыться» субтонами. Этот факт позволяет избавиться от помех в канале и от непрошенных гостей. Для того же СиБи тоже есть радиостанции с субтонами, но они не имеют широкого и повсеместного использования.
Стоимость этих «игрушечных» раций такая же игрушечная. Можно за тысячу рублей купить сразу пару штук.
Собственно, ещё один плюс (он же минус) этого диапазона в том, что он расположился среди радиолюбительского диапазона. Плюс тут в том, что на рынке имеются радиостанции радиолюбительского класса с высокой мощностью, от 5 ватт до 100 ватт. Это не законно использовать такую мощность для гражданского общения, но и на СиБи использовать всевозможные компенсаторы потерь, да кирпичи с усилителями мощности так же незаконно. Тут СиБи и ЛПД в одинаковых условиях.
В чём же минус соседства с радиолюбителями? Я уже несколько раз упоминал о пересечении диапазонов LPD и радиолюбителей. Дело в том, что радиолюбители могут вещать на этих частотах с высокой мощностью и «глушить» сеансы связи в гражданском отрезке диапазонов. А несчастными 10 мВт перебить сигнал мощностью в 10000 мВт невозможно. Вот и получается, что с потаскушками работающими в соответствии с требованиями закона может возникнуть небольшой казус. Но расположение частот LPD не столь уязвимы к помехам от радиолюбителей так как на частоты от 433,000 МГц до 433,400 МГц выделены для радиолюбительских ретрансляторов, которых не так много, а сами частоты входят в список приёмных. То есть на этих частотах ретрансляторы «слушают» радиолюбительские станции и потом ретранслируют их на частотах 434,600-435,000 МГц. По этому тут уже не понятно кто кому будет создавать проблемы.
Так же малая мощность LPD и PMR часто рассматриваются незначительными для радиосвязи. Но работая в радиолюбительских диапазонах и экспериментируя с антеннами и связью я пришёл к выводу, что малая мощность передатчика не всегда является минусом (плюсом, естественно, это не является). У столь коротких волн есть одно большое преимущество в переотражении электромагнитной волны. А так же она имеет большую проницаемость по сравнению с короткими волнами. Там где СиБи излучение обогнёт препятствие, УКВ волна отразится от расположенных рядом объектов.
Но высокочастотное излучение сильнее рассеивается чем коротковолновое, по этому потеря сигнала у УКВ произойдёт быстрее чем у КВ. В другой же лапе получается, что при движении колонной, большая дистанция не так уж и принципиальна. Так же и при запросе информации о возможности обгона большая дистанция так же не принципиальна. Ведь никто в здравом уме не будет спрашивать о возможности обгона за пять километров до сближения. Так же небольшие дистанции положительно влияют на «отрезание» общения с дальними (более километра) и сверхдальними (более десяти километров) корреспондентами. Так же данный диапазон меньше подвержен эффектам проходов. И на закуску, LPD и PMR практически не реагируют на помехи от высоковольтных линий электропередач.
Любители дальних связей скажут, что отсутствие проходов это минус. Но это минус для стационарно расположенной радиостанции которая «охотится» за каждым DX и за каждую связь. А на трассе для водителя нет никакой пользы от дорожной обстановки в соседнем городе или в соседнем крае (области, республике). Так же при совершении манёвра или общении в колонне нет никакого желания слушать комментарии от колонны или водителя едущего в нескольких километрах. В данном обзоре рассматривается применение радиосвязи в условиях трассы, а не как технологии в целом.
Теперь же суммируем плюсы.
- Высокая энергоэффективность,
- низкая стоимость,
- эффект переотражения,
- нет проходов от дальних корреспондентов,
- наличие субтонов,
- возможность использования мощных раций (незаконно),
- минимальная реакция на помехи,
- малые габариты антенн.
И минусы.
- Малая мощность (решаемо),
- малая эффективная зона покрытия,
- помехи от сигналок.
Если приглядеться, то УКВ имеет много хороших сторон которые совсем не перебиваются минусами.
Итоги обзора
Если совсем всё суммировать, то получается, что у УКВ минусом идёт только малая зона покрытия. Но данная проблема решается использованием хороших антенн и мощных радиостанций. Естественно, что сразу после этого предложения выползают из щелей пропагандисты здорового образа жизни, точнее законопослушные автовладельцы ратующие за СиБи и тыкают в требование использовать на безлицензионных радиостанциях мощность не более 0.01 Вт. Но я частенько переспрашиваю у подобных выползней о том какая мощность у их любимых «компенсаторов» aka «кирпичей» на выходе... Выясняется, что они вместо допустимых 4 Вт, используют порядка 100 Вт, что так же является нарушением закона. Так, что давайте смотреть на окружающий мир трезво и здраво.
Следующая часть критики перехода на УКВ заключается в том, что УКВшники сетуют на наличие мата в СиБишном канале. И действительно, никто не будет спорить о том, что при появлении у нового формата большого количества приверженцев не возникнет проблема матов. Люди это социальные животные, они будут относиться к социуму вне зависимости от используемых ими инструментов для общения.
В данной статье я не ставил целью убедить автовладельцев переходить на УКВ, я лишь хотел дать представление о том, что есть технологии отличные от уже имеющихся. Но мир меняется и давайте изменим этот мир к лучшему. В том числе попробуем быть добрее друг к другу и попробуем начать общаться на более близких каналах, чтобы освободить пространство вокруг нас от лишнего присутствия ненужной информации.
Если у вас есть, что дополнить или опровергнуть, то жду комментариев.
Тэги: радио
Отредактировано:2020-09-18 19:56:16